Заочная олимпиада подтвердила свой статус важного звена в существующей цепи астрономических олимпиад в России и за ее пределами. Сложные многоступенчатые задачи, решение которых требует значительной затраты времени и аналитических способностей (что неосуществимо на очных олимпиадах), были успешно решены достаточно большим числом участников. Не стало препятствием и включение в программу олимпиады задач по астрофизике - разделу астрономии, которому на других олимпиадах уделяется традиционно недостаточное внимание. Нет сомнения, что олимпиада помогла многим участникам научиться пользоваться литературой, искать в ней нужную информацию и расширить круг своих знаний в областях, затронутых в задачах. А если это так, то основная цель олимпиады достигнута.
Переходя к самим заданиям, можно сказать, что они были несколько проще, чем на предыдущей олимпиаде 2005 года, однако был сделан больший акцент на физическую базу астрономии. Задачи охватывали широкий круг вопросов от небесных координат и условий видимости светил до основ астрофизики. И, конечно, нельзя было оставить без внимания приближающееся полное солнечное затмение 29 марта 2006 года. Этому событию был посвящен специальный цикл из трех задач о полных солнечных затмениях, завершающий программу олимпиады. Будучи связанными общей темой, эти задачи, тем не менее, существенно различались кругом охватываемых вопросов и методикой решения. Результаты по данным задачам учитывались в общем конкурсе, кроме этого, разыгрывался специальный диплом за лучшее решение цикла задач о затмениях.
При проверке решений участников жюри обращало первоочередное внимание не на ответ, а на полноту и логическую связанность решения, учет всех возможных случаев и вариантов, полное обоснование и доказательства единственности ответа. Только заочный формат олимпиады позволяет предъявлять к участникам подобные требования. Члены жюри, профессиональные астрономы, понимали, что среди участников олимпиады немало их будущих коллег по специальности, для которых очень важно умение четко и полно излагать и обосновывать свои мысли. В этом плане нельзя не отметить блестящую работу московского школьника Андрея Попова, абсолютного победителя олимпиады, стиль которой можно сравнить со стилем хорошей научной статьи.
Решение каждой из задач оценивалось по традиционной 8-балльной системе. Выставление дополнительных баллов было также возможным, но почти не практиковалось (оценку более 8 баллов получил только один участник за решение одной из задач). На первом этапе работы жюри все присланные решения были проверены двумя членами судейского коллектива. На основе этой проверки была составлена лидирующая группа из 18 участников, работы которых были проверены еще четырьмя членами жюри. Оценка решения каждой задачи получалась усреднением шести оценок членов жюри, при этом максимальная и минимальная из этих шести оценок учитывались с половинным весом. Тем самым достигалась стабильность оценки, и она определялась с точностью до одной десятой балла. Для других 28 участников оценка за каждую задачу определялась с точностью до половины балла.
Итоговое распределение баллов показало, что число участников, удачно справившихся с большинством задач, было достаточно велико. Жюри решило сохранить на 2006 год те же критерии, что использовались при присуждении дипломов Заочной олимпиады 2005 года, когда для получения дипломов I, II и III степени необходимо было набрать соответственно 60, 50 и 40 баллов. Эти критерии хорошо согласовывались с распределением сумм баллов и в 2006 году. В итоге, жюри постановило присудить три диплома I степени, два диплома II степени и девять дипломов III степени. Еще десятерых школьников было решено наградить поощрительными грамотами за успешное участие в олимпиаде. Общее число награжденных составило примерно половину от числа участников олимпиады, такая же ситуация имела место и в 2005 году. Авторы трех лучших работ, помимо дипломов, награждены медалями.
Нужно обратить внимание еще на один специальный диплом Заочной олимпиады 2006 года. На этой олимпиаде нет разделения на возрастные группы, и старшеклассникам, конечно, несколько проще справиться с заданиями. Но для организаторов олимпиады и жюри особенно приятно получать решения от самых юных участников. Поэтому было решено вручить специальный диплом за лучшее решение заданий олимпиады среди молодых участников, которые еще не обучаются в двух последних классах школы, и которым еще нет 16 лет. В этой номинации победил 14-летний школьник из Болгарии Александр Куртенков, работа которого составила очень серьезную конкуренцию старшим товарищам, уже многократно побеждавшим на различных олимпиадах. Вместе со специальным дипломом Александр получил диплом III степени в общем конкурсе. Такой успех молодого болгарского школьника вселяет надежду, что и в будущем столь высокий уровень участников олимпиады из разных стран сохранится.
Проверка большинства работ участников оставила у членов жюри очень приятные впечатления. Так бывает всегда, когда видишь, что есть талантливые школьники, увлекающиеся и серьезно занимающиеся астрономией. И в России, и за ее пределами. Хочется поблагодарить всех участников олимпиады из всех семи стран за их интерес. Особенно хочется отметить школьников из Румынии, их на олимпиаде было 15, по этому показателю они почти догнали Россию. Жаль только, что некоторые из румынских работ были практически идентичными. Все-таки астрономическая олимпиада - личное, а не командное соревнование.
Член жюри Российской Открытой Заочной школьной астрономической олимпиады, Олег Угольников
Протокол жюри в формате PDF.