Послесловие

Российская Открытая Заочная Школьная Астрономическая олимпиада 2007 года завершена. Подводя ее итоги, нельзя не отметить того, что за три года существования в своем нынешнем формате это соревнование стало новой полновесной международной олимпиадой по астрономии. Олимпиада имеет свое лицо, свои отличия от всех аналогов, свои особенности в плане требований к участникам и свои отличия в образовательной функции, которая, как известно, является одной из главных в любой школьной олимпиаде.

Олимпиада 2007 года заметно отличалась от двух предыдущих своими задачами. И дело здесь не только в расширении круга авторов заданий (что, бесспорно, сделало олимпиаду более разноплановой), но и в смещении акцентов на физическую базу астрономии. Можно быть уверенным, что участники олимпиады, работая над заданиями, изучая литературу, узнали много нового не только о том, что происходит во Вселенной, но и почему это происходит. Особенно это касается вопроса об эволюции комет в Солнечной системе, которому был посвящен специальный цикл из трех задач, как и ожидалось - самых сложных. Именно их решение в результате определило расстановку участников в верхней части протокола, решило судьбу трех медалей Олимпиады. Нужно отдельно выделить задачу 8, в которой не существует какого-либо единственно правильного решения, и школьникам предлагалось, по сути, построить собственную научную теорию с целью оценки числа кометных ядер в облаке Оорта. Этот эксперимент можно признать удачным - ряд предложенных школьниками теорий были вполне обоснованными. Задачи такого типа будут предложены и на последующих олимпиадах.

В олимпиаде приняли участие школьники из 12 стран Европы и Азии, и по этому показателю Олимпиада 2007 года значительно обошла две предыдущие. Нам было очень приятно видеть интерес со стороны школьников из разных стран, в том числе из тех, которые не принимают участия в других известных интеллектуальных соревнованиях по астрономии. И результат не заставил себя ждать. Если в прошлые годы школьники из России прочно занимали все верхние строчки в протоколе, то сейчас олимпиада стала по-настоящему международной и по составу победителей. Достаточно лишь того факта, что три высшие награды олимпиады - золотая, серебряная и бронзовая медали - отправятся в три разные страны. Среди шести дипломантов олимпиады есть представители четырех стран. Восемь школьников из четырех стран стали обладателями грамот за успешное участие в олимпиаде. И, наконец, еще одна грамота - за лучшую работу среди самых молодых школьников - отправляется в Литву.

Большинство школьников приняли участие в олимпиаде впервые. Это особенно приятно потому, что задачи были очень сложные. Но это не остановило участников, напротив - придало им энтузиазма. Самый приятный сюрприз преподнес членам жюри дебютант нашей олимпиады румынский школьник Эдвин Мемет, который прислал в жюри настолько полную, настолько обстоятельную и точную работу, что, решая только 9 задач из 10, выиграл золотую медаль с большим отрывом от сильных и опытных соперников. Вместе с медалью Эдвин получит Диплом I степени, а также специальный Диплом за лучшее решение задач об эволюции комет в Солнечной системе - именно на этих задачах, как показалось жюри, новый Чемпион олимпиады максимально раскрыл свой потенциал.

Система работы жюри практически не отличалась от прошлогодней - все работы проверялись двумя членами жюри, а работы сильнейших участников - шестью членами жюри. Оценка за каждое задание, выставлявшаяся по 8-балльной системе, получалась усреднением шести оценок каждого из членов жюри, причем минимальная и максимальная из этих шести оценок учитывались с половинным весом. В отдельных случаях, за особенно полное и красивое решение, могла выставляться оценка в 9 баллов.

Распределение дипломов оказалось для жюри непростой задачей. Даже после того, как все оценки были уже выставлены, продолжалась долгая дискуссия. Это говорит о том, что сильных работ было прислано достаточно много. К сожалению, вновь не обошлось и без неприятного момента - при распределении дипломов и грамот жюри было вынуждено принять во внимание, что некоторые школьники из одного и того же города присылали на олимпиаду совершенно одинаковые работы. Решение жюри было не в пользу этих школьников. Мы еще раз, как и в прошлом году, вынуждены напомнить: Олимпиада - личное, а не командное соревнование!

Но эти небольшие сложности никак не повлияли на общую картину, сложившуюся у жюри по окончанию Олимпиады. Во многих странах есть школьники, готовые решать сложные, иногда исследовательские задачи по астрономии. Интерес, круг знаний школьников, а главное - желание еще больше его расширить - дает нам возможность верить, что олимпиада будет развиваться, ее география - расширяться, а мы, как члены жюри, еще не раз испытаем удовольствие от проверки сильных работ.

До встречи на Российской Открытой Заочной Школьной Астрономической олимпиаде 2008 года!

Протокол жюри в формате PDF.

Заглавная страница Олимпиады

Hosted by uCoz